Об интересах детской телеаудитории, при всей политической ангажированности сегодняшнего телевидения, власти заботятся крайне мало. Почти не снимаются новые детские телепередачи и телесериалы. Возникает подозрение, что телевизор интересен российской власти только как сиюминутный инструмент влияния на электорат.
По оценкам старшего социолога отдела социологических исследований аналитического центра “Видео Интернешнл” Валерии Ткач телевизор ежедневно смотрят 64% детей (до 16 лет), проводя перед экраном в среднем чуть менее 4 часов. «Ребенок включается в телепросмотр уже в раннем возрасте, — отмесчает эксперт. — В 2-3 года он с удовольствием смотрит небольшие мультфильмы, с восторгом воспринимает рекламные ролики и постепенно начинает проводить перед телеэкраном все больше времени». Объем ежедневного телесмотрения вырастает с 3,5 часа в 4 года до 4,5 часа к 14 годам. Каждый день телевизор смотрят 61% детей в возрасте 4-9 лет, а в возрастной группе 10-16 лет ежедневно к телеэкрану обращаются уже 67%. Правда, далее интерес к экрану начинает ослабевать.
С другой стороны суммарно на 20 общенациональных каналах объем вещания в 2009 году составил около 170 тыс. часов. И, по оценкам Ткача, из этого объема к телепередачам для детей можно отнести не более 9%, причем 80% из них составляет мультипликация.
«Только 0,2% от всего эфира составляют специализированные программы, рассчитанные на детскую аудиторию. В среднем это около полутора часов в день, — сокрушается эксперт. — При этом большинство детских телепередач выходит не каждый день, а 1-2 раза в неделю. Ежедневно выходит только одна детская программа — «Спокойной ночи, малыши!» на телеканале «Россия 1».
Далее эксперт подсчитала, что художественные фильмы для детей составляют всего 1% от общего объема вещания общенациональных телеканалов, или 2,5% от объема всех художественных фильмов на эфирном телевидении. И даже большинство муьтфильмов демонстрируются на «2x2», и это мультфильмы не для детей, а для взрослых.
Причины, почему не спешат осваивать нишу игроки рынка, достаточно просты. Как пояснил режиссер петербургской кинокомпании Film Laboratory Владимир Демьянов, на детских каналах нельзя размещать рекламу. Соответственно, себестоимость съемок должна быть очень низкой. Кроме того, режиссеры буквально разучились работать с детьми на съемочной площадке.
При этом одной из самых доходных телесфер является производство сериалов. До кризиса обороты российской сериальной индустрии оценивались в в $400-600 млн, а сам данный рынок рос на 20-25% в год. Сейчас ситуация вернулась к докризисной. Например, по оценкам медиамониторной группы Admonitor топ наиболее агрессивных рекламных кампаний на радио в поддержку новых сериалов выглядит следующим образом. Лидерами по числу упоминаний в рекламных блоках на радио в период с 1 сентября по 13 ноября 2010 года стали сериалы: «Как я встретил вашу маму» (канал СТС) – 432 мин.; «Институт благородных девиц» (Россия-1) 152 мин. и «Нанолюбовь» (СТС) – 113 мин. «Реальные пацаны» (ТНТ) рекламировались в общей сложности 70 мин., «Дежурный ангел» (ТВ3) – 63 мин., «Гаишники» (Россия-1) – 52 мин. То есть, это сериалы, на которые телеканалы возлагат максимальные финансовые надежды. И не случайно среди перечисленных сериалов нет ни одного детского. Не те бюджеты.
То есть, один из сегментов сериального рынка всегда - и в кризис и не в кризис — оставался в стороне и от больших денег, и от бешенных темпов роста. Это именно сегмент детских неанимационных сериалов.
И ситуация врядли улучшится. Маленькие зрители не интересны рекламодателям. “Это связано, во-первых, с финансовой несостоятельностью детей, - отмечает Ткач. — Несмотря на то, что индустрия детских товаров —огромный прибыльный бизнес, это родители, а не дети решают, на что потратить деньги, поэтому рекламу товаров для детей чаще можно встретить в передачах, рассчитанных на взрослую аудиторию, прежде всего, конечно, женскую”. Кроме того, маленькие зрители не интересны властям, как электорат, они не ставят галочки в бюллетенях. Поэтому до выборов 2012 года все деньги на поддержку телевидения будут аккомулироваться в недетских проектах.
«Не стоит ожидать в ближайшее время активного производства сериалов для детей, — сообщил “Росбалту” председатель совета директоров группы компаний Star Media, продюсер Влад Ряшин. — Для этого пока нет предпосылок. В подобных проектах реклама запрещена, и они невыгодны коммерческим телеканалам. Необходима либо государственная дотация, либо разрешение с ограничениями по количеству и содержанию на определенную рекламу. Для рынка был бы правильным второй путь, и такого рода прецеденты есть в мировой практике».